Иностранные инвестиции для малого бизнеса

Фонд знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория» имеет прочные контакты с партнерами за рубежом. Эти контакты касаются не только получения и использования новых западных технологий на российском рынке. Не менее важно здесь и налаживание партнерских связей между российскими предпринимателями и их коллегами в Европе для более успешной интеграции российской и региональной экономик в мировую хозяйственную систему.

В этом направлении Фонд помогает представителям российского малого бизнеса находить контакты с предпринимателями на Западе для развития совместного бизнеса. Однако зачастую случается так, что перспективный во всех отношениях проект остается нереализованным, а выгодное для всех соглашение - неподписанным. Это происходит потому, что малым и средним предпринимателям в Европе плохо известны особенности российского рынка и тонкости ведения бизнеса в России. «Основными рисками, с которыми сталкивается потенциальный западный инвестор в России, в частности в нашей области, - рассказывает директор Фонда Виктория Костромина, - является недостаток средств на полноценное продвижение здесь своих товаров и услуг. Как правило, у небольших предприятий отсутствует рисковый фонд, позволяющий компенсировать неизбежные потери от незнания местного рынка и особенностей бизнеса. В этом направлении наш Фонд оказывает услуги по организации рекламы, торгового представительства и по проведению маркетинговых исследований».

Эту мысль продолжает руководитель отдела внешних контактов Фонда Стивен Анкенман: «Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций и установления партнерских отношений с российскими предприятиями, в особенности для малых зарубежных фирм, является недоработанность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Многие законы, правовые нормы, существующие в этой сфере, принимались исходя из интересов административных структур, а не из потребностей производства. Это делает бизнес совершенно непрозрачным, а перспективы его развития - неопределенными. В таких условиях инвестор не может работать, так как вынужден вкладывать средства в дело, о судьбе которого нельзя сказать ничего конкретного.

Фонд «Виктория» имеет хорошие ресурсы для минимизации таких рисков для зарубежных партнеров. В первую очередь, это касается работы консультативных групп и экспертного совета, созданных Фондом. Эти структуры занимаются адаптацией иностранных технологий на российском рынке и на профессиональном уровне определяют перспективы реализации тех или иных совместных проектов. Кроме того, большую положительную роль может сыграть внедряемая Фондом система программного обеспечения бизнеса. Она призвана не только сократить для малых компаний все непроизводственные затраты, связанные с делопроизводством и отчетностью, но и позволяет в максимальной степени совмещать российскую и западную модели ведения бизнеса, в частности, в области документооборота».

Не последнюю роль в налаживании деловых связей с зарубежными партнерами играют и личные контакты. От того, как именно выстраиваются подобные отношения, часто зависят перспективы совместных проектов. Вот некоторые рекомендации о том, как лучше строить отношения с иностранными предпринимателями, которые дает Стивен Анкенман: «Российским партнерам никогда не стоит делать вид, что рассматриваемый совместный проект ждет гарантированный успех. На Западе известно, что российский рынок отличается своей непредсказуемостью, поэтому такие заверения могут только насторожить зарубежного партнера. Напротив, можно сказать, что ожидаемый риск уже наполовину преодолен, так как он известен. В ходе ведения переговоров необходимо уметь четко сформулировать то, что вы ожидаете от совместной деятельности и что вы можете предложить своим зарубежным партнерам. Взаимное непонимание может затруднить достижение договоренности. Кроме того, нужно постараться убедить своего партнера в том, что целью вашей совместной деятельности является действительно бизнес, а не реализация неких двусмысленных финансовых схем».

«Приступая к реализации совместных проектов, - подводит итог беседы директор Фонда Виктория Костромина, - российские предприниматели должны быть готовы к тому, что им придется раскрыть производственную и финансовую информацию о своем бизнесе. Документальное подтверждение честности своих намерений - хорошая рекомендация для международного сотрудничества. Неплохо заручиться и другими рекомендациями. Например, от тех зарубежных партнеров, с которыми вам уже приходилось работать, а также предоставить необходимые банковские гарантии. Вне всякого сомнения, одним из условий достижения договоренности с зарубежным партнером и последующего развития деловых контактов является деловая вежливость. Цените время своего партнера так же, как свое собственное, и не бросайте слов на ветер - такой стиль поведения веками нарабатывался в западных деловых кругах. Нелишним он будет и для российского бизнеса».

Е. Фролов